МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка"

                    Адрес: 663415, Красноярский край, Мотыгинский район , п.Раздолинск, улица Первомайская 33-а, Горняцкая 7 
                Телефон: 8(391-41-31)1-46,8(391-41-31)3-43
                                                          Эл. почта: Sarycheva.Larisa2013@yandex.ru; fokina17.03.69@mail.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Раздолинский детский сад "Умка"

Юридический адрес: 663415, Красноярский край, Мотыгинский район , п.Раздолинск, улица Первомайская 33-а; Фактический адрес: ул.Первомайская 33-а и ул.Горняцкая 7

Телефон

8(391-41-31)1-46

Факс 8(391-41-31)1-46

Эл. почта Sarycheva.Larisa2013@yandex.ru

Министерство просвещения Российской Федерации
Веб-виджет «Голосование» Веб-виджет «Сообщение»
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа "Сказочная страна" и сказки

Сказкотерапия – метод коррекционно-развивающейдеятельности в ДОУ

 

Сказкотерапия – метод коррекционно-развивающей

деятельности в ДОУ

 

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

 благодаря которым человек не может не делать добра,

то есть учит сопереживать.»
В.А.Сухомлинский

 

 

      Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

   Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

     Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах,  к сожалению недостаточно используемый. 

  В современном обществе резко повысился уровень негативной информации, которая проходит через средства массовой информации,  затем обсуждается в  кругу семьи, друзей, и наши дети, которые не защищены от внешней агрессии  не желая и не осознавая того живут и воспитываются в этом негативизме.  Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые  очень близко, можно даже сказать в плотную идут по жизни вместе с нашими детьми.

Известно  и то, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.

   Таким образом, задачей психолога ДОУ  в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы пришли к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Требование излечить душу ребенка наиболее удачно подходит именно к сказочному материалу: сказкам народным как огромному пласту зашифрованной социально-исторической и генетически-национальной информации, литературным – как мощному морально-нравственному моменту.

Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока.

  Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка, возможно, успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения. Конечно, можно целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, но, как правило, это оказывается малоэффективным. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие, когда он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкого его душе сказочного лицедейства.

  • Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
  • Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
  • Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
  • Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

 

Учитывая всё вышеизложенное, в ДОУ  разработана и реализуется программа по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Сказочная страна»

«Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»!

 

  Актуальность данного проекта обусловлена  потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых,   эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных,   личностях.

 

 

 

 

 

Цель:

  • Снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, уменьшение  числа психосоматических заболеваний.

 

Задачи:

  • Научить детей строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
  • Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
  • Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению  психических  проблем  (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
  • Способствовать снятию психо - эмоционального напряжения.

     

 Механизмы реализации:

  • Психо - динамические медитации;
  • Релаксация;
  • Подвижная игра;
  • Куклотерапия (оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли);
  • Легенда или волшебная история;
  • Решение сказочных задач;
  • Сочинение собственных сказок;
  • Изготовление атрибутов, костюмов к сказкам;
  • Сказки на песке;
  • Арттерапия;
  • Обмен опытом через интернет-ресурсы.

 

Предполагаемые результаты от реализации проекта:

  • Развитие личностных качеств (коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений);
  • Умение строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
  • Самоуважение, уважение старших;
  • Умение решать психические проблемы (страх, тревожность; гиперактивность);
  • Снижение агрессивности, гиперактивность, тревожности, детской конфликтности;
  • Раскрытие творческих способностей детей;
  • Уменьшение числа психосоматических заболеваний.

 

  

Прогноз возможных негативных последствий

инновационно-экспериментальной деятельности и план компенсирующих мероприятий.

   Реализация данного проекта направлена на детей младшего дошкольного возраста. Однако, сказкотерапия – это тот, метод коррекционно-развивающей деятельности,  которая полезна и способна принести потрясающие результаты в любом возрасте. И учитывая вышеизложенное планируется разработка и реализация программы по сказкотерапии с детьми старшего возраста в следующем учебном 2017-2018 году.

Для достижения высоких результатов от сказкотерапии огромную роль играет и оформление зала, световые эффекты, зеркала для отработки эмоциональных проявлений в упражнениях, и возможности детей видеть себя со стороны в собственном лицедействе.  

 Оборудование для создания сказочной атмосферы (трон, лавочки, столик, кубы, мягкие модули), занавеси, дорожки и т.п., куклы, сказочная атрибутика. К сожалению, наш детский сад на сегодняшний день не имеет  большинства из  выше перечисленных атрибутов, так необходимых для сказкотерапии. Однако правильно организованная работа педагогов с родителями, проявление творчества самих педагогов помогут в большей степени решить данную проблему.

 

 

Трансляция результатов  данного проекта возможна через интернет-ресурсы, печать и распространение методической литературы и т.д.

 

 

Мониторинг эмоционально-волевой сферы детей на март 2012 года

 При проведение диагностики использовались следующие методики:

  • Изучение детской тревожности (тест «Несуществующее животное»);
  • Изучение личности «Дом-дерево-человек»;
  • Метод цветовых выборов (по  методике Люшера);
  • Экспресс-диагностика нервно-психического развития детей младшего возраста (Я.Н. Кушнир).

В диагностике участвовало 35 детей:

  1. Внутреннее напряжение наблюдается у 25% детей;
  2. Тревожность у 20%;
  3. Незащищённость у 33%;
  4. Враждебность, агрессия у 52%;
  5. Замкнутость у 15%;
  6. Страх, неуверенность у 23%;
  7. Трудности в общении со сверстниками у 41%.

 

 

 

 

Нормативно-правовая база инновационного проекта

  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07. 1998 года;
  • Закон «Об образовании»;
  • «Концепция модернизации дополнительного образования до 2010 года»;
  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Петушок»;
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования";
  • Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную";
     

Учебно-методическое обеспечение проекта

  • Костюмы, атрибуты, декорации;
  • Оборудование для создания сказочной атмосферы;
  • Обеспечение CD  и DVD дисками;
  • Свето музыка, зеркала, дорожки;
  • Музыкальные инструменты.

Кадровое обеспечение

  • Заведующая МДОУ;
  • Методист;
  • Психолог;
  • Музыкальный руководитель;
  • Воспитатели.

 

Сказки к программе

В данном приложении использовались сказки из книги

"Лабиринт души: Терапевтические сказки".

под редакцией  Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е;  2001 год

 

Занятия  строятся по классической схеме сказкотерапетического занятия, включающей в себя:

  • повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились),
  • расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик),
  • закрепление (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности),
  • интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью),
  • резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся). 

Сказка про маленького мышонка.

Для детей 4-7 лет.

 Проблема : страх темноты, повышенная тревожность,  ночные кошмары, общая боязливость.

     На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.
А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.
В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте- ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, как он, маленький и испуганный малыш...-
Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:
- Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
- Нет,- ответил Светлячок,- в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья...- А ты куда идешь?- спросил Светлячок.
И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.
- Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,- сказал Светлячок.
По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,- есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.
Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей зато, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: "Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде".
И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки,  и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.

Обсуждение:

  1. Чего боялся Мышонок? Тебе бывает так же страшно?
  2. Что помогло Мышонку не бояться? Что Мышонок узнал про темноту?

 

Сказка о маленьком Тигренке

 Для детей 4-7 лет.

 Проблема:  Конфликты с родителями, обида. Напряженные отношения с братьями (сестрами).

    "Никому нет дела до меня, я никому не нужен",- так думал маленький Тигренок и продолжал идти, понурив голову, под палящим солнцем, сам не зная куда. Острые колючки больно впивались в его мягкие еще лапы, но тигренок не замечал этого - так ему было одиноко и грустно.
Тигренок ушел из дома, он хотел отомстить маме-тигрице и папе-тигру за то, что они его не замечают, за то, что сегодня утром, когда тигренок с братом учились охотиться, родители его не похвалили и даже не увидели, что он так сильно старался. "Мой брат такой быстрый и ловкий, и у него всегда все получается, и родители, конечно, любят его больше, чем меня, а я просто жалкий увалень",- продолжал рассуждать маленький тигренок, и ему становилось еще хуже.
Так бы, наверное, он брел и брел, пока раскаленное красное солнце не соединилось бы с землей на горизонте, но вдруг ветки и трава под лапами тигренка раздвинулись, и он кубарем полетел вниз. Тигренок даже не успел как следует испугаться, как оказался на дне вырытой охотниками ямы. Яма была глубокой и темной, и тигренку стало очень страшно. Он принялся изо всех сил карабкаться вверх, но стены ловушки были гладкими, не за что было уцепиться, лапы тигренка скользили, и он постоянно сползал вниз. Тигренок продолжал свои попытки, пока совсем не ослаб. Тогда он свернулся калачиком на дне холодной ямы и заснул от голода и усталости. И тигренку приснился прекрасный сон, в котором тигрица-мать и тигр-отец лениво лежат около прозрачного журчащего ручья на залитой солнцем поляне под синим-синим небом и ласково смотрят, как их детеныши радостно играют друг с другом.
Тигренок проснулся в черной яме, но в душе его зажглось маленькое солнышко и согрело его своим теплом. Он вдруг вспомнил то, что знал все время, но почему-то недавно забыл. Он вспомнил, что родители очень любят его, просто они учат его бороться, ведь без этого тиграм не выжить. И тигренок понял, как он любит своего брата, ведь и ему порой бывает очень тяжело и не все удается. "Как жалко, что я больше их никогда не увижу",- подумал тигренок и его сердце сжалось от боли. Прошло время - тигренок не знал, сколько дней, потому что в яме всегда темно,- и он услышал шорохи и звуки, но тигренку было все равно - от слабости он уже ничего не чувствовал. Яркий свет заставил тигренка открыть глаза и счастью его не было конца, когда он увидел маму, папу, брата и других зверей, которые пришли на помощь и вызволили его из ловушки.
- Какое счастье, что мы нашли тебя! Мы искали тебя четыре ночи и четыре дня и всполошили всех зверей в округе,- радостно причитала мама-тигрица. А тигренок только прошептал в ответ: "Прости, мама, ты еще будешь гордиться мной". С тех пор тигренок дружил со своим братом и во всем помогал ему, а сам старался быть лучше и сильнее.
Прошло несколько лет, и не было еще в тех местах такого сильного, быстрого, умного и смелого тигра, каким стал наш тигренок. Все звери любили и уважали его, и часто его стали видеть на охоте с самой красивой тигрицей, с той, что живет на другой стороне реки.

 

 

 

Обсуждение:

  1. Почему Тигренок ушел из дома?
  2. Что вспомнил Тигренок, когда сидел в яме? Почему он это забыл?
  3. Что бы ты посоветовал Тигренку, чтобы он никогда не забывал об этом?

Сказка о непоседливой Обезьянке

 Для детей 3-7 лет.

 Проблема: Неусидчивость. Трудности концентрации и сосредоточения. Гиперактивность.

     В далекой и жаркой стране, где в лесу растут деревья с пышной листвой и высокие пальмы, жила маленькая обезьянка, которую звали Непоседой. Она была очень подвижной, постоянно прыгала с дерева на дерево и ни секунды не могла усидеть на одном месте. Эта непоседливость доставляла обезьянке много хлопот: другие обезьянки с ней не играли, потому что не могли за ней угнаться- ей приходилось есть неспелые фрукты, потому что она не могла неторопливо и внимательно выбрать себе хороший и спелый банан или ананас. Но самое обидное, что Непоседа не могла любоваться красотой окружающего мира и радоваться пению птиц, о которых ей рассказывали другие звери. И от этого ей было очень грустно.
Однажды в жаркий летний день все звери попрятались в норки, чтобы спастись от жары, и Непоседа осталась совсем одна. Ей было очень скучно и одиноко и совсем не хотелось прыгать и бегать, как обычно. Ее совсем разморило на жарком солнышке, и тогда она поудобнее устроилась на ветке дерева, закрыла глаза, расслабилась и стала засыпать.
И вдруг...- она услышала необыкновенные звуки, похожие на прекрасную музыку,- это пели птицы. Непоседа никогда раньше не слышала ничего подобного и ей это очень понравилось. Потом она медленно открыла глаза и прямо перед собой увидела яркий, изумительно красивый цветок. Это было просто великолепно. Вдоволь налюбовавшись цветком, обезьянка неторопливо перебралась на соседнюю пальму и выбрала себе самый спелый банан: "Ах! Какой вкусный!". Непоседа была очень довольна. Еще бы, ведь она узнала столько интересного, чего раньше из-за своей непоседливости просто не замечала.
Потом обезьянка не спеша спустилась на землю и подошла к своим друзьям, которые отдыхали под деревом. Она рассказала им о том, что с ней произошло,  и как она научилась быть неторопливой и внимательной. "Это так здорово!- сказала она,- теперь я могу любоваться цветами, слушать пение птиц и играть вместе со всеми". Друзья тоже порадовались за Непоседу, ведь теперь они могли вместе веселиться и узнавать много нового и интересного.

Обсуждение:

  1. Что отличало Непоседу от остальных Обезьянок?
  2. Чем непоседливость мешала Обезьянке?
  3. Как Непоседа научилась быть неторопливой и внимательной? Какой совет дал бы ей ты?

 

Сказка о Ежонке

 Для детей 3-7 лет.

 Проблема :Тревожность. Боязливость. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознании своих поступков и их контроля.


   Давным-давно (а может быть недавно) в большом лесу жила мама Ежиха. И был у нее маленький Ежонок. Он родился совсем мягонький, с очень нежным незащищенным тельцем. Мама очень любила его и оберегала от всяких опасностей и неприятностей.
Однажды утром Ежонок обнаружил, что у него выросла одна Иголка - красивая и острая. Он очень обрадовался и решил, что стал совсем взрослым, умным и самостоятельным. В этот день он упросил маму отпустить его одного погулять. Мама согласилась, но предупредила:
- Иголка - это очень важно и ответственно. Ты стал уже большим и должен помогать слабым, не бояться сильных и отвечать за свои поступки.
На прощанье мама взяла с сына слово, что он будет хорошо себя вести и помнить все домашние требования.
Ежонка долго не было дома...- Вернулся он очень испуганным и расстроенным. Маме он рассказал:
- Я гулял в лесу и по дороге встретил Лису, которая гналась за Зайчиком. Я испугался и свернулся калачиком - единственной своей Иголкой навстречу опасности. Заяц укололся об мою Иголку, оступился и Лиса схватила его.
Ежонок очень расстроился, потому что понял, что помешал Зайчику спастись. Мама объяснила сыну его ошибку:
- В таких случаях надо быть смелым и уколоть врага в нос своей новенькой Иголкой.
На следующий день Ежонок вновь отправился гулять, сказав, что все помнит и больше ошибаться не будет. Вернулся он домой опять очень расстроенным:
- Я шел по лесу и увидел большого спящего волка. Вокруг него резвились и играли зайцы. Я не испугался и смело уколол Волка в нос. Он вскочил, зарычал и стал охотиться за маленькими зверушками.
- Ты совсем еще дурачок,- сказала мама.- Волк был сыт и сладко спал, никого не трогал. Ты бы тоже обошел его стороной и не трогал. А уж если ты хотел помочь, то просто предупредил бы малышей об опасности.
Совсем огорчился Ежонок, долго-долго думал. И вновь пошел на прогулку. Он вышел на поляну, где паслись Корова с теленком. Ежонок осмотрелся и увидел, что к поляне подбираются Волк, Медведь и Лиса, а Корова жует свою жвачку и ничего не видит. Ежонок закричал от испуга, свернулся калачиком и покатился на поляну.
Корова услышала шум и увидела врагов. Она застучала копытами и стала отгонять зверей. Однако маленький Теленок не понимал, что происходит. От страха он отбежал далеко от Коровы и мог стать прекрасной добычей для голодных зверей.
Ежонку было очень страшно и жалко Теленка. Тогда он бросился вперед и стал кататься вокруг Теленка, чтобы не дать ему далеко уйти и защитить его от нападающих зверей.
Звери отскакивали от него, а сам Ежонок никак не мог понять, почему. Так продолжалось, пока звери, испугавшись коровьих рогов, не убежали прочь.
Корова и Теленок были очень благодарны Ежонку и от всего сердца хвалили его. А Теленок на прощанье попробовал лизнуть маленького друга, но почему-то заплакал. Ежонок даже чуть-чуть расстроился. Дома он все рассказал маме, а мама сказала:
- Дорогой мой, ты стал совсем взрослым. Ты весь оброс иголками и теперь сможешь защитить себя и своих друзей, всех маленьких и слабых.
В этот день мама устроила большой праздник, на который пригласила много лесных жителей- были на этом праздники и Корова с Теленком. И теперь уже все узнали, что Ежонок стал совсем взрослым и что теперь никто безнаказанно не сможет обижать маленьких и беззащитных
.

Обсуждение:

  1. Почему Иголки - это важно?
  2. Как ежик учился обращаться с Иголками?

 

Серое ухо

 Для детей 3-5 лет.

 Проблема: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

   В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники* а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть - пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.
Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет - он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет...-
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест...- Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища.., и стал дожидаться своей смерти.
Так прошло некоторое время и...- ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: "Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?". Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки - всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга - доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.

Обсуждение:

  1. Чего боялся Зайчик?
  2. Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище - совсем не чудовище?
  3. Почему теперь Зайчика называют храбрым?

 

 

 

 

Сказка про ежика Витю

 Для детей 2-5 лет.

 Проблема: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.

    В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
- Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?- говорила Вите лиса.
- Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,- бурчал медведь.
- Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,- пищал зайка.
-У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте - и те поют лучше тебя,- курлыкал ему прямо в ухо соловей.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. "Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?"- плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. "Охотник такой большой, а я та кой маленький",- подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
- Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг,- сказала лиса.
С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг - это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Обсуждение:

  1. За что было обидно ежику, почему он плакал?
  2. Что изменило жизнь ежика?
  3. Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?

Фея Равнодушие и Страна Надежды

 Для детей 4-7 лет.

 Проблема:  Переживания, тревога и беспокойство, связанные с разводом родителей.

  В стародавние времена, далеко-далеко - в той стране, где всегда лето,- произошла эта история.
Жил-был мальчик и было ему ...-. лет. Он был очень похож на тебя: любил кататься на велосипеде, есть мороженное, играть в футбол с друзьями, ходить кататься на аттракционах со своими родителями по выходным.
Вообще, в своей семье ему жилось замечательно. Мама его ласкала и воспитывала, это было, наверное, нужно, и было чрезвычайно приятно, что именно она - мама - хочет, чтоб из ребенка вырос такой же человечище, как папа, которого она, между прочим, всегда в пример ставила. Папа тоже занимался воспитанием сына: гулял с ним (именно он научил кататься на велосипеде нашего героя), а главное - у папы был еще один друг - автомобиль, занимаясь с которым, они с сыном проводили много времени (что-то там все время барахлило). Отец возился под капотом, а сын, в помощь отцу, в салоне нажимал на педали, чтобы папа мог оценить работу двигателя.
И так длилось долгое время. Но злая волшебница Равнодушие заколдовала родителей. Мама и папа стали часто ссориться. Все чаще по вечерам бабушка, а не мама, сидела у кроватки и читала нашему мальчику сказки. А мама и папа на кухне о чем-то спорили и громко кричали. В эти моменты мальчику хотелось одновременно и спрятаться, сжавшись в комок, чтобы этого не слышать, и забежать на кухню, чтобы прервать разговор родителей, помешать им ссориться, помирить их. Или, наконец, заклеить им рты пластырем и, связав, уложить спать.
Наутро все просыпались расстроенными и невыспавшимися: мама - с заплаканными глазами, папа - сердитым.
Грустно и тоскливо, буквально до слез, было нашему мальчику.
И тут Равнодушие придумала новую беду - развод. Мама и папа решили, что вместе они жить не могут и надо попробовать жить отдельно друг от друга. Мальчик наш остался жить с мамой, так как именно она могла ухаживать за подрастающим сыном лучше всех и именно она умела выслушать сына, понять его и пожалеть. А папа уехал...-
Тогда нашему мальчику стало очень тоскливо. Грустные мысли одолевали его. Ему казалось, что папа уехал именно потому, что не любит его. И что родители тогда, по вечерам, ссорились именно из-за него. И что развод - это наказание ему за плохое поведение. Казалось, что этому не будет конца.
И вот однажды во сне ему явился волшебник из Страны Надежды. Он был высок и красив, голос его походил на папин. Он взял мальчика на колени, как делал это папа, когда они вдвоем смотрели по телевизору футбол. Это было так прекрасно и удобно. Волшебник объяснил ему и про фею Равнодушие, и про то, что родители по-прежнему его любят.
И мальчику стало так тепло и хорошо, что утром он проснулся радостный. Не успев зайти на кухню, чтобы позавтракать, он услышал телефонный звонок. Это был папа.
Затаив дыхание, сын слушал, как отец приглашал его пойти погулять, покататься на велосипеде, а затем заехать в гараж, поковыряться в машине...-
О, что за денек выдался тогда! Солнце припекало и поблескивало в спицах велосипеда. Глаза папы и сына сияли счастьем. Они держались за руки. И все бабушки во дворе говорили, что сын похож на отца. Когда же они возвращались домой, папа купил три порции мороженого и со словами "Одно для мамы, передай ей" протянул сыну.
И в тот день мальчик понял, что в жизни его произошли некоторые перемены: у него стало два дома - мамин и папин, и родители его по-прежнему любят и ценят, и каждый из них хочет быть рядом с ним всю жизнь. И ничто - даже фея Равнодушие со страшным разводом - не помешает этому счастью, потому что страна Надежды всегда будет с ним.

Обсуждение:

  1. Что сделала с родителями фея Равнодушие и почему мальчику стало так грустно от этого?
  2. Как ты думаешь, прав ли был мальчик, когда думал, что папа уехал именно из-за него?
  3. Что понял мальчик в конце истории, согласен ли ты с ним?

Цветок по имени Незабудка

 Для детей  3-6 лет.

 Проблему: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя "белой вороной". Зажатость, скованность.

     Недалеко от большого города был лес, а в лесу - поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.
Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное,- они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне.
И вот однажды утром на поляне появился новый цветок - на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.
- Ты похож на обыкновенную траву,- сказали большие красные цветы Мака.- Ведь ты такой же зеленый.
- Нет,- ответил новый цветок,- я цветок Незабудка.
- Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся!- сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках.- Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Незабудка не знаем.
- Таких цветов не бывает,- зазвенели Колокольчики.- Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка.
И все цветы на поляне сказали: "Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой!".
Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя. "Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже...-" От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле...-. Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:
- Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!
- А мы,- зазвенели колокольчики,- самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.
А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа На цветок.
"Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок",- подумала Незабудка.
Вдруг на поляну пришли какие-то люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят, что уже никто ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но, к счастью, этого не случилось.
И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок - очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.
- Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне!- зазвенели Колокольчики.
- Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!- заметили Маки.
- Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны,- сказали Ромашки.- Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.
На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:
- Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.
Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка - прекрасный цветок.

Обсуждение:

  1. Почему все цветы "нападали" на Незабудку? Что она при этом чувствовала?
  2. С тобой когда-нибудь случалась похожая история?
  3. Что помогло Незабудке превратиться в красивый цветок?
  4. "На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел ". Согласен ли ты с этим?

Семья семечек

Для детей 2-5 лет

 Проблема: Тревога и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив (детский сад). Страх самостоятельности, общая боязливость.


   В огороде на высоком подсолнухе жила большая семья семечек. Они жили дружно и весело.
Однажды - дело было в конце лета - их разбудили странные звуки. Это был голос Ветра. Он шелестел все громче и громче. "Пора! Пора!! Пора!!!"- звал Ветер.
Семечки вдруг поняли, что им действительно пора покидать корзинку родного подсолнуха. Они заторопились и стали прощаться друг с другом.
Одних забирали птицы, другие улетали вместе с ветром, а самые нетерпеливые сами выпрыгивали из корзинки. Те, кто остался, с увлечением обсуждали предстоящее путешествие и то неизвестное, что ожидало их. Они знали, что их ждет какое-то необычайное превращение.
Только одно семечко грустило. Ему не хотелось покидать родную корзинку, которую все лето грело солнышко и в которой было так уютно.

 

"Куда вы торопитесь? Вы никогда раньше не покидали дома и не знаете, что там, снаружи! Я никуда не собираюсь уходить! Я останусь здесь!"-говорило оно.
Братья и сестры смеялись над семечком, говорили: "Ты трус! Как можно отказаться от такого путешествия ? ". И с каждым днем в корзинке их оставалось все меньше и меньше.
И вот, наконец, пришел день, когда семечко осталось в корзинке одно-одинешенько. Никто над ним больше не смеялся, никто не называл его трусом, но и никто не звал его больше с собой. Семечку вдруг стало так одиноко! Ах! Ну почему оно не покинуло корзинку со своими братьями и сестрами! "Может я и правда трус? "- думало семечко.
Пошел дождь. А тут еще и похолодало, и ветер стал злым и уже не шептал, а свистел: "Торопис-с-с-с-с-сь!". Подсолнух гнулся до земли под порывами ветра. Семечку стало страшно оставаться в корзинке, которая, казалось, вот-вот оторвется от стебля и покатится неизвестно куда.
"Что будет со мной? Куда унесет меня Ветер? Неужели я больше никогда не увижу своих братьев и сестер? - спрашивало оно себя.- Я хочу быть вместе с ними. Я не хочу оставаться здесь один. Неужели я не смогу преодолеть свой страх? ".
И тут семечко решилось. "Будь, что будет!"- и, собравшись с силами, прыгнуло вниз.
Ветер подхватил его, чтобы оно не ушиблось, и бережно опустил на мягкую землю. Земля была теплой, где-то наверху Ветер уже завывал, но отсюда его шум казался колыбельной песней. Здесь было безопасно. Здесь было так же уютно, как когда-то в корзине подсолнуха, и семечко, утомленное и измученное, незаметно для себя уснуло.
Проснулось семечко ранней весной. Проснулось и не узнало самого себя. Теперь это было уже не семечко, а нежный зеленый росток, который тянулся к ласковому солнцу. А вокруг было множество таких же ростков, в которые превратились его братья и сестры-семечки.
Они все были рады встретиться снова, а особенно они радовались нашему семечку. И теперь уже никто не называл его трусом. Все говорили ему: "Ты молодец! Ты оказался таким смелым! Ведь ты остался один, и некому было тебя поддержать". Все гордились им.
И семечко было очень счастливо.

Обсуждение:

  1. Чего боялось семечко?
  2. Что решило сделать семечко? Правильно ли оно поступило или нет?
  3. Что бы произошло, если бы семечко продолжало бояться?

На маленькой полянке 

Возраст: 4-7 лет.

Проблема:  Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя "белой вороной". Зажатость, скованность.

     На опушке большого леса была маленькая полянка. Днем солнышко освещало ее и согревало обитателей полянки, ночью призрачный свет луны падал на нее, а пушистый туман окутывал ее, спасая от холода. Все обитатели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса.
На этой полянке жили по соседству множество зверей и птиц. А на самой окраине жила мышиная семья. В этой семье был очень маленький, совсем крохотный Мышонок, который еще ни разу не выходил из дома один, без мамы.
И вот, наконец, настал тот день, когда мама разрешила ему пойти погулять без нее, одному. Выйдя из дома, он первым делом побежал на берег огромной лужи, около которой обычно собирались зверята со всей поляны. Ему не терпелось познакомиться со всеми и, самое главное, найти друзей. Прибежав на полянку, он увидел, что все малыши заняты делом: кто играет, кто строит замки, кто бегает наперегонки. И ему тоже захотелось играть, строить и бегать вместе со всеми. Он подошел к зверятам и спросил: "Можно, я буду играть с вами? ". Все остановились, повернулись к нему и стали изучающе рассматривать его с ног до головы. Тут один из зверей, Лисенок, сказал, поглаживая свой ярко-оранжевый мех, блестящий на солнышке: "Ты такой серый, если бы у тебя был бы такой же яркий красивый мех, как у меня, ты бы мог играть с нами". Сказав это, Лисенок отвернулся и продолжил игру. Мышонок подошел к другой группе зверят, играющих в салки. И опять он спросил у них: "Можно, я буду играть с вами?". И теперь уже Медвежонок посмотрел на него и сказал: "Ты такой маленький, что мы тебя не увидим".
"Увидите",- отвечал Мышонок и стал прыгать так высоко, как только мог. Но зверята продолжали играть, не замечая его. Мышонку стало очень горько и обидно. Он подошел к краю лужи и, глядя на свое отражение, подумал: "У меня нет красивого меха и я очень маленький - значит, я ни на что не гожусь. И всегда останусь никому не нужным маленьким Мышонком". И он горько заплакал. Вдруг Мышонок услышал, что кто-то зовет на помощь. Он огляделся по сторонам и увидел, что в центре лужи барахтается Зайчонок. Мышонок оглянулся. Другие зверята стояли рядом и смотрели, как зайчонок тонет.
Мышонок, не долго думая, бросился к ольхе, которая росла неподалеку, перегрыз один из прутьев и протянул его Зайчонку. Тот схватился за него и выбрался на берег. К этому времени на берегу собрались почти все жители поляны. Они все окружили Зайчонка. Мышонок же стоял в стороне, наблюдая за ними; вдруг к нему подошел старый мудрый Филин и спросил: "Почему ты грустишь? ". Мышонок ответил: "Потому что я маленький и серый и никто не хочет со мной дружить". Тогда Филин серьезно посмотрел на него и сказал: "Мышонок, не грусти, ведь это не важно, большой ли ты, или какой у тебя мех. Важно то, что у тебя доброе сердце и что ты очень смелый. И еще, Мышонок, запомни: никогда не старайся стать таким, каким тебя хотят видеть другие, будь самим собой".
Мышонок послушался совета Филина и перестал прыгать и стесняться своей окраски. Он стал маленьким серым Мышонком, очень остроумным и веселым. С ним было весело и интересно играть. У Мышонка появилось много друзей, которые любили его таким, какой он есть.


 Обсуждение:

 

  1. Почему Мышонка не принимали в игру?
  2. Что почувствовал Мышонок, когда спас Зайчика?
  3. Какой совет дал Мышонку Филин? Расскажи, как ты сам это понимаешь?

 

Сказка о Вороненке 

Возраст: 4-7 лет.

Проблема: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость.

    Когда-то давно в одном небольшом городке на большом тополе жила Ворона. Однажды она снесла яйцо и села его высиживать. Гнездо было без крыши, поэтому маму Ворону морозили ветра, засыпал снег, но она все терпеливо переносила и очень ждала своего малыша.
В один прекрасный день птенец застучал внутри яйца своим клювиком, и мама помогла выбраться своему Вороненку из скорлупы. Он вылупился нескладным, с голеньким беспомощным тельцем и с большим-большим клювом; он не умел ни летать, ни каркать. А для мамы он был самый красивый, самый умный и самый любимый, она кормила сына, согревала его, защищала и рассказывала сказки.
Когда Вороненок подрос, у него выросли очень красивые перышки, он много всего узнал из маминых рассказов, но он по-прежнему не умел ни летать, ни каркать.
Наступила весна, и пришло время учиться быть настоящим вороном. Мама посадила вороненка на край гнезда и сказала:
- Сейчас ты должен смело прыгнуть вниз, взмахнуть крыльями - и ты полетишь
В первый день Вороненок уполз в глубину гнезда и тихо плакал там. Мама, конечно, огорчилась, но ругать сына не стала. Прошло некоторое время, и уже все молоденькие воронята вокруг научились летать и каркать, а нашего Вороненка мама по-прежнему кормила, оберегала и долго-долго уговаривала перестать бояться и попробовать научиться летать.
Как-то этот разговор услышала Старая Мудрая Ворона и сказала молодой неопытной маме:
- Так больше продолжаться не может, не будешь же ты всю жизнь бегать за ним, как за маленьким. Я помогу тебе научить твоего сына и летать, и каркать.
И когда Вороненок на следующий день сел на краю гнезда подышать свежим воздухом и посмотреть на мир, Старая Ворона тихо подлетела к нему и столкнула вниз. От страха Вороненок забыл все, чему так долго учила его мама, и стал камнем падать на землю. От испуга, что он сейчас разобьется, он открыл свой большой клюв и... каркнул. Услышав самого себя, и от радости, что, наконец, научился каркать, он взмахнул крыльями раз, другой - и понял, что летит... И тут он увидел рядом с собой маму; они полетали вместе, а потом дружно вернулись в гнездо и от всей души поблагодарили Старую Мудрую Ворону.
Так в один день Вороненок научился и летать, и каркать. А на следующий день в честь своего сына, который стал совсем взрослым и самостоятельным, мама Ворона устроила большой праздник, на который пригласила всех птиц, бабочек, стрекоз и многих-многих других, а на почетном месте важно восседала Старая Мудрая Ворона, которая помогла не только маленькому Вороненку, но и его маме.


Обсуждение:
 

  1. Что почувствовал Вороненок, когда мама сказала, что ему
    пора летать?
  2. Как ты думаешь, Вороненок хотел летать? Чего он боялся?
  3. Почему Вороненок все-таки полетел?

 

Маленький Котенок 

 Возраст: 3-5 лет.

Проблема: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя "белой вороной".

    Жил-был маленький-маленький Котенок. Жил он в маленьком и очень уютном домике, вместе со своей мамой-кошкой и папой-котом и братьями и сестрами - котятами. И был он самый маленький и очень рыжий. Да-да, совсем рыжий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что это именно ОН идет, такой он был рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску - и ни одного, ну ни одного рыжего. Все в его семье - и мама-кошка, и папа-кот, и все котята - были очень красивых серых оттенков; и вся его родня была серая, и все знакомые. Словом, из всех, кого он знал, он один был такой рыжий!
И вот однажды случилась с ним совсем печальная история. Когда наш маленький Котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились.
- Привет,- сказал рыжий Котенок,- вы так здорово играете. Можно, я поиграю с вами?
- Не знаем,- сказали котята,- видишь, какие мы красивые: голубовато-серого цвета, а ты какой-то странный, почти красный, мы никогда таких не видели, и лучше будем играть вдвоем!
Тут к ним подошел большой непослушный котенок с соседнего двора; он был темно-серый в тонкую черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал: "Ты такой маленький и оранжевый... Очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий котенок, а просто-напросто большая, красная... МЫШЬ!!!"
Очень-очень грустно стало маленькому Котенку, он потерял аппетит, почти каждую ночь плохо спал, ворочаясь в своей кроватке, и все думал: "Я такой маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят играть со мной и, наверное, никто никогда не будет со мной дружить!".
Маленькому Котенку было очень обидно и больно. И стал он такой печальный, совсем перестал гулять во дворе, а все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что ему совсем не хочется гулять, но на самом деле он очень боялся, что будет гулять там совсем один и никто не захочет играть с ним!
Так он сидел целыми днями у окошка и грустил. Но однажды случилось вот что: с самого утра было сыро и пасмурно, все было серым и блеклым и всем было очень-очень грустно в такую погоду. И вдруг из-за туч выглянуло солнышко. Оно раскрасило все вокруг в яркие цвета, и всем стало очень весело и светло. "Как все любят солнышко, какое оно красивое. А ведь оно такое же оранжевое, как и я! - подумал маленький Котенок - Я буду таким же хорошим, и всем будет тепло и радостно рядом со мной!". И котенок решил выйти во двор и немного погулять.
На улице была ужасная суматоха: все столпились около самого большого дерева во дворе, на котором громко плакал маленький белый котенок. Он очень боялся, но никак не мог слезть вниз. Все очень беспокоились, что он упадет. Но наш рыжий Котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг очень радовались и говорили: "Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!". "Да,- говорили другие,- он очень смелый, просто настоящий герой!". И все поздравляли Котенка, которому было от этого очень радостно. Он выпрямился во весь рост и распушил хвостик. "Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко!" - сказал кто-то. И маленький Котенок шел домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.


 Обсуждение:

  1. Из-за чего грустил и переживал Котенок? Почему с ним не хотели играть?
  2. Что понял Котенок, когда посмотрел на солнышко?
  3. С тобой когда-нибудь случалось что-то похожее?
  4. Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему мог бы научить его сам?

 

Приключения медвежонка 

Коллективная сказка детей 

Возраст: 4-7 лет.

Проблема:  По причине коллективного сочинения сказка поднимает практически весь крут детских проблем.

   Медвежонок шел по лесу и увидел ребят: еще Медвежонка, Лисенка и Волчонка, они играли. Медвежонок подошел к ним, и они его приняли в игру в прятки.
Но потом они его захотели съесть, потому что он им не понравился. Он неправильно играл, громко кричал. Медвежонок услышал про это и убежал домой.
Дома он все рассказал маме. Вместе они пошли обратно и нашли их. Мама хотела их съесть, но ребята объяснили, почему они не приняли Медвежонка. Медвежонок понял, что ему надо было спокойно играть и никому не мешать. Тогда он подружился с ребятами.
Затем Медвежонок с мамой пошли гулять в лес. Вдруг они заблудились. Темно. За деревом они увидели страшную тень. Это была тень мышки, но им показалось, что это большой зверь.
Они бросились бежать и заблудились еще больше. Сели и заплакали: "Мы не знаем, куда идти!". Но тут из леса вышел Мыш. Это был тот самый Мыш, чьей тени они испугались. И они увидели, что это не страшный зверь, а мышка. Мыш был умный, он знал все-все дороги в лесу. Он повел их домой и вывел из леса.
По пути они поели вкусной малинки. Пришли домой и сладко-сладко заснули.



 Обсуждение:

 

  1. Сказка принципиально не для обсуждения, а для разыгрывания!

Сказка о песике по имени Тобик 

  1. Возраст: 3-6 лет.

    Проблема:  Негативные чувства (ревность, обида и пр.), связанные с рождением младшей сестры (брата). Переживания, связанные с трудностью принятия роли старшего.

        В одной семье жил песик по имени Тобик. Хозяева очень его любили, ласкали и часто с ним играли. Как и все собаки, Тобик мог наделать глупостей, но хозяева прощали ему его недостатки. Жизнь Тобика была очень счастливой.
    Но вот однажды в доме появился маленький котенок. Он был совсем крохотным и беспомощным, и хозяева уделяли ему гораздо больше времени, чем Тоби-ку. Котенка кормили из рук, ласкали и разрешали ему все то, что Тобику теперь запрещалось. "Ты уже большой,- говорили ему хозяева.- Веди себя как следует". А любимая хозяйка почти забыла о бедном песике и все время возилась с этим котенком.
    Тобику стало казаться, что его совсем не любят, у него пропал аппетит и он стал плохо спать по ночам, а ^однажды завыл от тоски, но его за это наказали. Тобик считал котенка виновником всех своих несчастий, но чем больше он на него злился, тем чаще хозяева наказывали бедного Тобика. И от этого он еще больше ненавидел противного котенка.
    Однажды его терпенье лопнуло: котенок посмел утащить его любимый мячик и стал гонять его по всему дому. Тобик не удержался и укусил котенка за хвост. Котенок завопил от боли, а хозяева отшлепали Тобика. От этого он еще больше возненавидел котенка и вечером уснул, мечтая о том, что завтра он его как следует отделает,
    Тобику приснился странный сон... Он оказался в незнакомом городе, вокруг никого не было. Он бежал по пустынным улицам и никак не мог найти свой дом. Наконец, уставший и голодный, он решил попроситься на ночлег и постучал в ближайшую дверь. Дверь открылась и из дома вышел... огромный кот! "Убирайся отсюда!- закричал кот.- Это город кошек и тебе здесь не место". Тобик оглянулся и увидел, что его окружает целая толпа кошек: они злобно шипели и грозили ему острыми когтями. Испуганный Тобик бросился бежать.
    Он был в отчаянии: один в чужом городе, все гонят его прочь... и неоткуда ждать помощи. И тут навстречу ему вышел маленький котенок, как две капли воды похожий на любимца хозяев. "Почему у тебя такой несчастный вид?- спросил котенок.- Может, я смогу помочь?" Тобик  рассказал ему о своих несчастьях, и котенок пожалел его. Он привел Тобика в свой дом, накормил и даже уступил ему свою постель, а сам устроился рядом. Они оба сладко заснули.
    Проснулся Тобик в своем доме, но рядом с ним лежало что-то теплое и пушистое. Оказалось, это маленький котенок, который забыл про свой искалеченный хвост и пришел помириться со своим обидчиком. Тобик уже не злился на котенка, ему стало стыдно за то, что он обижал слабого малыша. Он нежно лизнул котенка в лоб, и с тех пор они жили очень дружно. Хозяева были просто счастливы, потому что на самом деле любили обоих одинаково.


     Обсуждение:

     
  2. Из-за чего Тобик думал, что хозяева его больше не любят?
  3. Что было самое главное во сне, увиденном Тобиком?
  4. Почему Тобик помирился с котенком? Правильно ли он сделал?

 

 

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.