Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Раздолинский детский сад «Умка» (далее ООП ДО) разработана самостоятельно рабочей группой МБДОУ «Умка».
При разработке ООП ДО коллектив разработчиков опирался на следующие нормативные и нормативно-методические документы:
o Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
o Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».
o Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г № 26).
o Разъяснения Минобрнауки России о коррекционном и инклюзивном образовании детей 07.06.2013г ИР – 535/07.
o Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 года №1082.
o Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г. № 2/15).
o Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2016).
o Навигатор образовательных программ дошкольного образования.
o Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО (2014).
o Фомичева Т.П. Разработка ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО (методические рекомендации), 2015.
o Юстус Т.И., Дударева А.И., Короткова Ю.А., Кривецкая Е.А., Матвеюк Н.М. Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду (2015).
Назначение ООП ДО МБДОУ состоит в следующем:
- Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
- Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных целевом разделе ООП ДО.
- Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
- Программа направлена на:
· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цели:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- воспитание эстетической культуры, формирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие творческих способностей детей в разнообразных видах детской деятельности;
- развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры Красноярского края;
Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
4) создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятыхв обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) развивать художественный и творческий потенциал детей, формировать общие предпосылки художественно-творческой деятельности через синтез искусств;
11) обогащать представления об особенностях национальной культуры народов Красноярского края, поддерживать интерес к истории своего края, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.